| |
3. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия
3. 1. Обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия Воронов Дмитрий Сергеевич, к.э.н.
Уральский федеральный университет Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно
обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности
продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности
идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги
в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности
предприятия экономистами в настоящее время не выработано. В то же время, потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение предприятия на
исследуемом рынке.
Заметим, что ни один из вышеуказанных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого
применения в практике экономического анализа. На наш взгляд, это обусловлено тем, что помимо частных недостатков, отмеченных выше, анализ существующих
подходов позволяет отметить следующие общие их недостатки. Подавляющее большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов,
при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Далее выделенные факторы
обрабатываются с помощью различных математических методов. Однако, как было показано ранее, система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов
этой системы – нечетким. Действительно, оценивая трудовые ресурсы предприятия, можно прийти к выводу о зависимости эффективности
труда от психофизиологического благополучия работников, а значит, в том числе, и от уровня разводов в конкретной местности. Рассматривая
производственные возможности предприятия, приходим к выводу о зависимости технологического потенциала предприятия от уровня
финансирования научных программ в данном государстве, а значит - степени наполняемости бюджета. Подобным образом (когда углубление анализа приводит к неимоверному возрастанию количества факторов) дело обстоит по всем направлениям
исследования хозяйствующего субъекта: финансы, производственно-экономический потенциал, трудовые ресурсы, конкурентная
среда и так далее. Можно утверждать, что, в конечном итоге, вся совокупность случайных и закономерных элементарных событий,
происходящих в исследуемом пространстве, в той или иной степени оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия. Таким образом, количество факторов конкурентоспособности практически бесконечно, следовательно, как бы ни был обширен их перечень,
он все равно не будет исчерпывающим, а значит, и основанная на таком неполном перечне оценка конкурентоспособности предприятия
будет неадекватной. В результате все существующие перечни факторов конкурентоспособности являются весьма условными, что не позволяет
использовать их для оценки конкурентоспособности предприятий. Ставя во главу угла исчерпывающий перечень факторов конкурентоспособности
предприятия, исследователи попадают в тупик, поскольку такой перечень невозможен в принципе. Ограниченный же перечень обусловливает
ограниченность метода. Даже если бы и удалось установить абсолютно полный перечень факторов конкурентоспособности, то согласно теории систем,
оценка свойств объекта на основании оценки предельно элементарных его составляющих в итоге не дает адекватной оценки рассматриваемого
объекта, так как эти элементарные составляющие определяют свойства объекта не автономно, а в совокупности, во взаимодействии друг с
другом, что не учитывается при поэлементной оценке исследуемого объекта. Помимо этого, чрезмерное увеличение количества
факторов конкурентоспособности (в случае теоретического допущения возможности формирования абсолютно полного перечня факторов)
ведет к тому, что трудоемкость их математической обработки становится чрезвычайно высокой, а задача по сбору необходимых данных –
практически неосуществимой, что существенно снижает практическую применимость подобных методов оценки конкурентоспособности предприятий. Далее. Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются
приблизительные, примерные оценки, "экспертные методы", страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев
избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой
математической связи исходных условных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности. В связи с этим отметим и следующее. Ряд методик при оценке конкурентоспособности предприятий основывается на весьма сложных
идеализированных построениях: вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы,
вводятся новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения,
в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные. В результате этого
в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра,
но и вовсе сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий,
а значит – и адекватной оценки конкурентоспособности предприятия. Определенные нарекания вызывает сведение разноразмерных и неоднородных показателей (к примеру, уровня производительности труда
и вероятности банкротства предприятия) в единый показатель конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Здесь экономисты вводят
коэффициенты, определяющие весовое значение каждого из оцениваемых факторов, а заодно и приводящие в порядок размерность показателей.
Однако применяемые коэффициенты в большинстве случаев весьма условны, что влечет за собой неадекватность оценки влияния тех или иных
факторов на конкурентоспособность предприятия. Но дело не только в условности весовых коэффициентов. Как было показано ранее,
различные экономические факторы в каждой конкретной экономической ситуации в различной степени влияют на конкурентоспособность
различных предприятий, поэтому неадекватным является заведомое установление единых весовых коэффициентов для оценки конкурентоспособности
различных хозяйствующих субъектов. Большинство методик предполагает сопоставление практически идентичных предприятий, производящих схожие товары и услуги и действующих
в схожих экономических условиях. Вместе с тем, развитие товарно-денежных отношений приводит ко все большей диверсификации предприятий,
все большей дифференциации товаров и услуг, все более усугубляющимся различиям в экономических условиях деятельности предприятий.
Все сложней становится определить четкие географические границы того или иного рынка, установить перечень конкурирующих товаров и
предприятий, что влечет за собой неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности предприятий. Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности
практического применения большинства из них. Основной причиной такового, по нашему мнению, является изначально недостаточно четко
определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности предприятия и критериев оценки этого показателя. Это, в свою очередь,
обуславливается отсутствием общепринятого понятия конкурентоспособности предприятия, что было показано в первой главе настоящей работы. В целом соглашаясь с тезисом о том, что наиболее точные результаты оценки конкурентоспособности предприятий могут быть получены путем взаимного
дополнения сильных сторон продуктового и операционного методов, очевидно, что перед тем, как объединять указанные методы, неплохо бы избавиться и от их недостатков.
Желаемое взаимодополнение можно достичь только путем синтеза, но не механистического «нагромождения» методик, путем уточнения понятия и критериев оценки
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, но не суммирования разнородных категорий. Сформулированных целей позволяет достичь
динамический метод оценки конкурентоспособности предприятия. Своё название он получил благодаря тому,
что позволяет крайне эффективно оценивать конкурентоспособность не только в статике, но и в динамике. Применение указанного подхода делает возможным анализ
динамических рядов частных и общих показателей конкурентоспособности хозяйствующих субъектов (как в табличной, так и в графической форме). Динамический подход позволяет принять во внимание как уровень конкурентоспособности продукции предприятия, так и эффективность выполнения им операционной
деятельности. При этом методологическая основа оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта настолько проста, что обеспечивает возможность проведения
расчетов не только текущего (анализируемого) периода, но и в ретроспективе, что, в свою очередь, позволяет на основе полученных динамических рядов
осуществлять глубокий факторный анализ изменений конкурентоспособности предприятия и прогнозировать соответствующие величины на перспективу. Рассмотрению динамического метода оценки конкурентоспособности предприятий будет посвящен следующий раздел нашего исследования. |
предыдущий раздел |
следующий раздел |
Специальное предложение для студентов! |