| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Апробация предложенной методики оценки и анализа конкурентоспособности предприятия
4. 3. Оценка конкурентоспособности предприятия в сопоставлении с отраслевыми показателями Воронов Дмитрий Сергеевич, к.э.н.
Уральский федеральный университет Перейдем к оценке и анализу конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" (далее также – Исследуемое предприятие) в
сопоставлении с отраслевыми показателями, что позволит верифицировать результаты оценки конкурентоспособности Исследуемого предприятия
относительно основного конкурента
(см. предыдущий раздел). Отметим, что в ряде случаев результаты оценки конкурентоспособности относительно отраслевых показателей
могут иметь приоритетное значение над оценкой в сопоставлении с конкретным конкурентом (например, в том случае, когда анализируемое
предприятие имеет несколько приблизительно равных по своим технико-экономическим показателям конкурентов). Более того, в зависимости от
целей и задач оценки конкурентоспособности, сопоставление с отраслевыми показателями может быть достаточным для оценки
конкурентных позиций предприятия на рынке (то есть анализ конкурентоспособности относительно конкретного конкурента в этом случае не
требуется). Очевидно, что наиболее полные результаты могут быть получены в результате оценки и анализа конкурентоспособности
анализируемого предприятия как в сопоставлении с основным конкурентом, так и с отраслевыми показателями. Сущность оценки конкурентоспособности предприятия относительно отраслевых показателей заключается в том, что при расчете уровня
конкурентоспособности в качестве показателей по выборке принимаются агрегированные величины основных конкурентов в отрасли. Отметим,
что выборка предприятий-конкурентов, в зависимости от целей и задач оценки конкурентоспособности, может быть сформирована не только по
отраслевому, но и любому иному признаку (как в рамках отрасли, так и выходя за ее пределы). Итак, имеются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "Строительные материалы". (тыс. руб.)
В целях оценки конкурентоспособности относительно отраслевых показателей обратимся к сформированной ранее выборке основных конкурентов Исследуемого предприятия в заданном регионе
(городе N). Далее, путем суммирования соответствующих величин по каждому предприятию, включенному в состав выборки, получаем
агрегированные отраслевые (групповые) показатели. К примеру, просуммировав выручку по всем предприятиям выборки за отчетный
год получаем агрегированную выручку по
выборке (961 993 тыс. руб.). Результаты агрегирования сводим в таблицу. (тыс. руб.)
Далее, производим расчеты и аналитическую оценку полученных результатов по аналогии с оценкой конкурентоспособности
относительно основного конкурента. На первом этапе осуществляем общую оценку уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия,
а также динамики анализируемого показателя. С этой целью производим расчет показателей конкурентоспособности с разбивкой по временным
интервалам (результаты расчетов представлены ниже).
Уровень конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" в 2009 г. составил 0,809 , что свидетельствует о низком уровне
конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта в сопоставлении с выборкой конкурентов. При этом показатель
конкурентоспособности значительно ниже единицы. Динамика рассматриваемого показателя (см. рис.) позволяет сделать вывод о том, что с
2007 г. конкурентоспособность Исследуемого предприятия имеет явно выраженную негативную тенденцию. Общее снижение уровня
конкурентоспособности за 2006-2009 гг. составило 27,7 %. Сопоставление кривых динамики конкурентоспособности
в сравнении с основным конкурентом, а также в сравнении с отраслевыми показателями позволяет констатировать высокую степень
корреляции указанных показателей. Таким образом, находит подтверждение весьма низкая оценка конкурентоспособности
ООО "Строительные материалы". Причем, особую настороженность должно вызывать то, что в сопоставлении с отраслевыми показателями уровень
конкурентоспособности еще ниже, чем в сопоставлении с основным конкурентом. Далее осуществляем анализ конкурентоспособности в разрезе источников конкурентоспособности и объектов сопоставления
(см. алгоритм). В первую очередь произведем декомпозицию показателя конкурентоспособности Исследуемого предприятия
по источникам
(показатели Kr – операционная эффективность
и KI  – стратегическое позиционирование
по данным таблицы). Резульатты расчетов показывают, что низкий уровень конкурентоспособности Исследуемого предприятия, сложившийся в 2009 г.,
определяется как низкой эффективностью производственного процесса, так и неудовлетворительным рыночным позиционированием: оба
коэффициента, характеризующие влияние источников конкурентоспособности на формирование общего уровня конкурентоспособности, ниже единицы.
Так, значение коэффициента операционной эффективности в 2009 г. составило 0,894; стратегического позиционирования  – 0,905. Анализ динамики коэффициентов операционной эффективности и стратегического позиционирования позволяет констатировать, что в период
с 2006 по 2009 гг. коэффициент операционной эффективности снизился с 1,083 до 0,894 (на 17,5 %), коэффициент стратегического
позиционирования снизился с 1,032 до 0,905 (на 12,3 %). Таким образом, отрицательная динамика уровня конкурентоспособности
ООО "Строительные материалы", наблюдающееся с 2007 г., обусловлена снижением показателей по обоим источникам конкурентоспособности. Перейдем к анализу конкурентоспособности Исследуемого предприятия в разрезе объектов сопоставления
(показатели K o – коэффициент эффективности хозяйственной деятельности Исследуемого предприятия и
K s  – коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по Выборке по данным
таблицы), что позволит
локализовать факторы динамики конкурентоспособности предприятия с точки зрения места их возникновения: анализируемый хозяйствующий
субъект либо конкуренты. Оценка текущих значений коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности позволяет сделать вывод о том, что низкий
уровень конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" в 2009 г. обусловлен весьма низкой эффективностью его хозяйственной
деятельности. Так значение указанного показателя в 2009 г. лишь немного превышает единицу и составляет 1,020. Относительно выборки
конкурентов отметим, что соответствующий агрегированный показатель находится на высоком уровне и составляет 1,261. Анализ динамики рассматриваемых коэффициентов показывает, что снижение конкурентоспособности Исследуемого предприятия в
2007-2009 гг. вызвано существенным снижением эффективности его хозяйственной деятельности (на 16,0 % относительно уровня 2006 г.) при
растущей эффективности хозяйственной деятельности конкурентов (за указанный период наблюдается существенное увеличение на 16,1 %).
Отметим, что рост эффективности хозяйственной деятельности конкурентов
ранее выявлен нами не был. На следующем этапе проведем факторный анализ динамики конкурентоспособности Исследуемого предприятия в разрезе показателей
хозяйственной деятельности. В качестве математической модели факторного анализа принимаем выражение
(3.2.13). Максимальное значение уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" наблюдается в 2006 г. Принимаем, указанный год за
базу сравнения и осуществляем сопоставление текущих показателей хозяйственной деятельности (r и
I) с базисными (сами показатели уже были рассчитаны ранее, в ходе
первоначальных расчетов).
Для показателей Конкурента (R и I s),
определяются "обратные" темпы прироста, т. е. величины 2006 г. относятся к текущим значениям. Результаты расчетов представлены ниже.
Результаты факторного анализа позволяют констатировать, что снижение уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия (на 27,7 %)
вызвано спадом его операционной эффективности (на 8,0 %), отрицательной динамикой его объемов продаж (на 8,7 %), а также (в наибольшей
степени!) ростом операционной эффективности конкурентов (на 10,3 %). Рост объемов продаж конкурентов оказал на снижение уровня
конкурентоспособности анализируемого хозяйствующего субъекта незначительное отрицательное влияние (4,0 %). Вновь обратим внимание на то, что по результатам факторного анализа, в отличие от
сопоставления с основным конкурентом,
падение уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" обусловлено не только снижением показателей Исследуемого предприятия,
но и в значительной степени – улучшением показателей конкурентов (в частности, – операционной эффективности по выборке). Таким образом, оценка и анализ конкурентоспособности в сопоставлении с отраслевыми показателями позволяет подтвердить неблагоприятные выводы о низком уровне конкурентоспособности анализируемого хозяйствующего субъекта, сделанные в ходе сопоставления с основным конкурентом. Более того, если ранее мы приходили к выводу, о том что снижение уровня конкурентоспособности ООО "Строительные материалы" обусловлено
в первую очередь ухудшающимися результатами самого Исследуемого предприятия, то сейчас мы вынуждены констатировать, что происходит это
на фоне улучшающихся показателей деятельности конкурентов. Так, если Исследуемое предприятие с 2006 г. "топчется" по величине объемов
выручки вокруг 250 тыс. руб. в год., увеличив за четыре года указанный показатель всего лишь на 5 % (с 243 951 до 254 982 тыс. руб.),
то группа основных отраслевых конкурентов увеличила за указанный период объемы выручки на 60 % (с 602 358 до 961 993 тыс. руб.).
При этом, рентабельность производства (операционная эффективность) ООО "Строительные материалы" к 2009 г. снизилась до 4,2 %, в то время
как аналогичный показатель по выборке к 2009 г. возрос до 16,6 %. Отмеченное значительно усугубляет негативную оценку отрицательной динамики уровня конкурентоспособности Исследуемого предприятия и
еще раз подчеркивает острую необходимость разработки и реализации мероприятий по повышению его конкурентоспособности. В числе направлений дальнейшего анализа показателей конкурентоспособности Исследуемого предприятия следует отметить аналитическое
разложение коэффициента конкурентоспособности
в разрезе обособленных центров деятельности,
а также коэффициента операционной эффективности  –
в разрезе составляющих затрат.
Именно этому и будет посвящен следующий раздел нашего исследования. |
предыдущий раздел | следующий раздел |
Специальное предложение для студентов! |